Влияние строительных швов и трещин на напряженно-деформированное состояние арочно-гравитационной плотины

Г.С. Колосова, В.В. Лалин, ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный политехнический университет», Санкт-Петербург, Россия
А.В. Колосова, ОАО «Ленгидропроект», Санкт-Петербург, Россия

Целью работы является рассмотрение напряженно-деформированного состояния арочно-гравитационной плотины Саяно-Шушенской ГЭС, имеющей строительные и контактные швы. Задача решается методом конечных элементов с использованием программно-вычислительного комплекса SOFiSTiK. 

Описывается конечно-элементная модель системы «плотина – основание – береговые примыкания», созданная на кафедре «Строительная механика и теория упругости» СПбГПУ. Используются объемные 8-узловые конечные элементы. Швы в теле плотины моделируются односторонними связями. Представлены схемы расположения односторонних связей в контактном и строительном швах. Для оценки правильности работы построенной конечно-элементной модели полученные по расчету радиальные перемещения по гребню плотины сравнивались с натурными данными. Удовлетворительное совпадение величин подтверждает правильность моделирования расчетной схемой поведения системы. 

По результатам расчета от действия гидротехнической нагрузки делается вывод о том, что учет раскрытия швов приводит к существенному увеличению расчетных напряжений в теле плотины.

Ключевые слова:

плотина ГЭС; строительные швы; односторонние связи; расчетный комплекс SOFiSTiK; конечно-элементная модель; перемещения и напряжения в точках плотины

Полный текст статьи в pdf

(Колосова Г.С., Лалин В.В., Колосова А.В. Влияние строительных швов и трещин на напряженно-деформированное состояние арочно-гравитационной плотины // Инженерно-строительный журнал. 2013. №5(40). С. 76–85).

Ссылки по теме:

1. Лукашевич А.А., Розин Л.А. О решении контактных задач строительной механики с односторонними связями и трением методом пошагового анализа // Инженерно-строительный журнал. 2013. №1(36). С. 75–81.
URL: http://www.engstroy.spb.ru/index_2013_01/lukashevich.html

2. Бенин А.В., Семенов А.С., Семенов С.Г., Мельников Б.Е. Конечно-элементное моделирование процессов разрушения и оценка ресурса элементов автодорожного моста с учётом коррозионных повреждений // Инженерно-строительный журнал. 2012. №7(33). С. 32–42.
URL: http://www.engstroy.spb.ru/index_2012_07/melnikov.html

3. Анализ напряженно-деформированного состояния плотины Саяно-Шушенской ГЭС // Инженерно-строительный журнал. 2012. №1(27). С. 2.
URL: http://www.engstroy.spb.ru/index_2012_01/ges.html

4. Козинец Г. Л. Определение динамических характеристик сооружений, контактирующих с водой, на примере арочной плотины Саяно-Шушенской ГЭС // Инженерно-строительный журнал. 2011. №5(23). С. 43–48.
URL: http://www.engstroy.spb.ru/index_2011_05/kozinets.html



Поиск по сайту
 
Контакты Карта сайта
Все права защищены. При использовании информации с данного сайта ссылка на источник обязательна