Применение модифицированных условий пластичности для расчета безопасных давлений на грунты земляного полотна

Проектирование и строительство дорог, метрополитенов, аэродромов, мостов и транспортных тоннелей
Авторы:
Аннотация:

В статье рассмотрены способы проектирования дорожных конструкций по критерию обеспечения сопротивления сдвигу в грунте земляного полотна и слоях дорожной одежды, состоящей из слабосвязных материалов. Выполнен анализ условия пластичности Кулона – Мора и сделан вывод о том, что при возникновении предельного состояния по этому условию, ровность дорожных покрытий выходит за рамки пределов, регламентируемых нормативными документами. На основе анализа критерия Друкера – Прагера получены формулы, связывающие пределы прочности на одноосное сжатие и растяжение с параметрами предельной прямой Кулона – Мора. Подстановка этих выражений в оригинальные критерии прочности материалов, являющихся сплошными средами, позволила модифицировать известные условия так, что пределы прочности заменены углом внутреннего трения и сцеплением. Из модифицированных условий пластичности получен ряд зависимостей для расчета безопасного давления на дискретный материал полупространства. Сопоставление результатов расчета с экспериментальными данными позволило определить наиболее пригодные формулы для проектирования дорожных конструкций.