Совершенствование расчета дорожных конструкций по сопротивлению сдвигу. Часть 1. Учет деформаций в условии пластичности Кулона – Мора

Проектирование и строительство дорог, метрополитенов, аэродромов, мостов и транспортных тоннелей
Авторы:
Аннотация:

В статье выполнена модификация условия пластичности Кулона – Мора путем ввода третьего параметра, связанного с величиной осевой деформации образца, при которой в условиях трехосного сжатия формируются и прогрессируют площадки скольжения. Предложена относительная характеристика условий работы образца по сопротивлению сдвигу, определяемая отношением осевой деформации 1 к предельной 1с, при которой определяются параметры предельной прямой Кулона – Мора. По данным трехосных испытаний установлено, что при значении относительной характеристики 1/1с < 0.5 образец работает в стадии уплотнения. При вариации этой характеристики в пределах 0,5 ≤ 1н/1с ≤ 0.8 происходит локализация деформаций вдоль площадок сдвига и развитие поверхностей скольжения, причем при 1н/1с = 0.5 площадки сдвига только зарождаются, а при 1к/1с = 0.8 – формируются окончательно. Для каждой величины характеристики 1н/1с, наблюдаемой в процессе трехосного сжатия образца, определены значения параметра d и составлены выборки их частных значений. В результате статистической обработки определены границы доверительных интервалов варьирования параметра d и выполнено их математическое моделирование.