Методика прогнозирования прочности и термочувствительности асфальтобетона

Проектирование и строительство дорог, метрополитенов, аэродромов, мостов и транспортных тоннелей
Авторы:
Аннотация:

Отличительной особенностью композитов является проявление синергетического эффекта вследствие взаимодействия контактирующих веществ на границе раздела фаз, а их интенсивность взаимодействия влияет на объемные свойства композитов. В работе произведено исследование межфазного слоя битума на поверхности минерального порошка. Предложена методика позволяющая, по результатам реологических испытаний, рассчитать толщину граничного слоя в бинарной системе «нефтяной битум – дисперсная фаза». Установлена взаимосвязь, описывающая зависимость толщины слоя структурированного нефтяного битума с прочностью дорожного композита: увеличение толщины слоя битума на поверхности минерального порошка приводит к увеличению прочности композита. Предложена методика для количественной оценки влияния на структурно-чувствительные свойства композита экстенсивного фактора m – показателя, характеризующего влияние площади границы раздела фаз и интенсивного фактора n – показателя, характеризующего влияние физико-химического воздействия на границе раздела фаз. Установлено, что для щебеночно-мастичного асфальтобетона ЩМА-20, изготовленного с применением кварцевого наполнителя более существенное влияние оказывает экстенсивный фактор m/n > 2. Также для него характерна более высокая скорость снижения интенсивности физико-химических взаимодействий на границе раздела фаз «нефтяной битум-кварцевый наполнитель» по сравнению с экстенсивным фактором. Для ЩМА-20, приготовленного с применением диатомита, установлено отличное от симбатного снижения факторов n и m с ростом температуры, установлен различный характер влияния температуры на экстенсивный и интенсивный факторы: при ее увеличении фактор m увеличивается, тогда, как для фактора n наблюдается противоположное влияние. Это свидетельствует о положительном влиянии удельной поверхности диатомита на температурные свойства асфальтобетона.