Дорожные органоминеральные смеси на основе нефтяного шлама
В настоящее время актуальное значение в дорожном строительстве приобретает разработка и внедрение современных технологий строительства с применением нефтяных отходов. Большая часть таких отходов хранится в прудах-накопителях, которые занимают огромные территории, загрязняют атмосферу, грунтовые воды, почву и наносят вред окружающей среде. Цель исследований является разработка составов органоминеральных смесей на основе нефтяного шлама и технологии строительства оснований автомобильных дорог с их применением. Методика экспериментальных исследований заключалась в определении показателей прочности, водостойкости, водонасыщения, набухания материалов различного состава, также устанавливались оптимальные пределы варьирования факторов, обеспечивающие требуемую надежность результатов. В результате исследований установлено, что оптимальное содержание нефтяного шлама в составе разработанных смесей составляет 30%, щебня – 70%, содержание портландцемента составляет 6%, физико-механические показатели органоминеральной смеси на основе нефтяного шлама соответствуют нормативным требованиям. При опытно-промышленном внедрении результатов исследований на 4 экспериментальных участках автомобильных дорог разработана технология строительства оснований автомобильных дорог из органоминеральной смеси на основе нефтяного шлама серийно выпускаемыми дорожно-строительными машинами с ведущим механизмом – ресайклером методом «смешения на дороге». Разработана технологическая схема предварительной подготовки нефтяного шлама на установке. Подготовленный нефтяной шлам представляет собой однородное по цвету, зерновому составу, массовой доли воды и нефти вторичное сырье для дорожно-строительных материалов. Предложенная современная технология строительства оснований автомобильных дорог позволяет сделать цикл утилизации нефтяных шламов полностью завершенным и исключить образование побочных отходов. Это является неотъемлемой частью рационального природопользования и экономии материальных ресурсов, способствует улучшению экологического состояния окружающей природной среды в районах добычи и переработки нефти.